Отношение собаки нашей породы с детьми я решил выделить в отдельный «куплет» не по той причине, что оно – это отношение – какое-то особенное. А потому, что, во-первых, об этом нередко спрашивают, а во-вторых, потому что детство нашей Айки пришлась на раннее детство наших детей. Когда эта собака впервые появилась в нашем доме, Миле было почти 3 года, а Ян еще лежал в коляске и пускал пузыри. Вон, кстати – первая фотка запечатлела встречу этих двух божьих созданий. Сразу скажу, Айка Миле понравилась чуть больше, чем Мила Айке. Но это я списываю на то, что собака после длительного перелета, а потом еще более долгого переезда находилась, прямо скажем, «не в своей тарелке». Чуть позже – буквально в течение парочки дней, все пришло в норму.
Итак. Любая нормальная собака воспринимает детей своей семьи как членов стаи, находящихся в привилегированном, вне-иерархическом положении. Дети воспринимаются примерно как щенки в собачьей (волчьей) стае. Им позволяются многие вольности, которые, будь они совершены взрослым существом, обязательно привели бы к конфликту. Но, тем не менее, породы собак друг от друга отличаются и склонностями, и темпераментом, и особенностями характера, что вольно или невольно может сказаться на младших членах стаи - детях. Поэтому логично предположить, что собаки разных пород к детям могут относиться по-разному.
Итальянский спиноне – это в первую очередь легавая собака. Все легавые отличаются миролюбием и ласковым характером. Если расставить все породы собак на ступеньках условной «шкале миролюбивости и снисходительности», то легавые, безусловно, окажутся на самых высоких её уровнях. Все легавые очень миролюбивы к детям. Вернее, не так – подавляющее большинство собак легавых пород миролюбиво и доброжелательно настроены к детям. Среди любых пород есть исключения: бывают трусливые ягдтерьеры, случаются агрессивные сеттеры и так далее. Ну а если найти способ и измерять доброжелательность среди легавых, то спиноне окажутся где-то на одном уровне с ирландскими сеттерами. Проще говоря, это очень добрая собака, отлично ладящая с детьми.
Но повторюсь: сколько собак, столько и характеров, поэтому на слово здесь верить не стоит, каждого пса нужно проверять отдельно.
Мне бы хотелось отметить, что доброжелательное отношение к детям, это вовсе не любовь к детям. Иногда эти маленькие люди проявляют неаккуратность в играх, они очень часто бывают надоедливы, они переходят рамки и настойчиво заползают в личное пространство, нередко они бывают и откровенно жестоки последнее чаще всего по незнанию. Запустить палец в ноздрю, ухо ли за веко собаке? Да запросто! Отнять у собаки еду? Да сколько угодно! С размаху грохнуться своим тощим задом на голову спящему псу? Да пожалуйста! Поэтому любить эту «мелочь пузатую», в общем-то, и не за что.
Но! Любая агрессия собаки в отношении детей должна пресекаться тут же, немедленно и жестко, равно как и любое непотребное отношение ребенка к собаке моментально должно вызывать обратную связь родителя: бескомпромиссную и очень понятную маленькому человеку.
Везде советуют никогда не оставлять маленьких детей наедине с собакой. Я поддерживаю этот совет и поясню, что он дается не только из-за того, что собака может навредить малышне, но и потому что дети могут навредить собаке.
Простой пример. Много лет назад у меня был пес породы дратхаар – немецкая жесткошерстная легавая – а также совсем маленькие племянники. Так вот, после общения с 2-3 летними малышами, собаку пришлось везти к ветеринару – там ему промывали уши от пробок из песка. Уши были не просто полны песком, его там еще и утрамбовали! И кто в этом виноват, спросите? Конечно же тот, кто оставил кобеля наедине с детьми в песочнице, которая находилась в центре большого двора частного деревенского дома.
Еще какие опасности могут угрожать собаке от детей? Как ни странно – это разного рода наряды и костюмированные игры в которые дети нередко вовлекают собак. Особенно опасны девичьи резинки для волос, надеваемые собаке на лапы или на уши. Иногда они совсем незаметны и обращаешь на них внимание только когда пес начинает хромать или держит голову на бок опустив распухшее ухо вниз.
Теперь о том, как собаки играют с детьми. Упомянутый кобель породы дратхаар играл с ними редко но «внушительно» - предпочитая подвижные игры. Рядом с детьми он напоминал бешеного коня среди цыплят. Играл он очень неаккуратно, но в то же время без всяких признаков агрессии. Он мог уронить малыша, неосторожным движением своей мощной «кормы», а затем еще и наступить ему на руку или на ногу. Короче говоря – играть с детьми он не умел. Причину я вижу в том, что познакомился он с маленькими детьми и стал с ними контактировать уже в зрелом возрасте и он просто не понимал, что они сильно отличаются от всех стальных людей своей хрупкостью и нежностью.
Совсем другое дело наша Айка – спиноне. Она обожает бурные игры в режиме «тыгдык-тыгдык» с гонками по нашей небольшой квартире, перепрыгиванием через стулья, резкими разворотами с заносами и «прокрутами». Но! Нужно отдать ей должное: в этих бурных играх она умудряется делать так, что ни один ребенок (на момент написания этого текста детям 4 и 2 года) не будет опрокинут и затоптан, хотя та самая «корма» у нее такая же большая и это при грации гиппопотама. Как-то умудряется она вовремя обежать, пригнуться, уклониться, убрать лапу, приземлиться чуть в стороне и так далее.
Я знаю, что во многих семьях, где есть большие собаки и маленькие дети, может остро стоять вопрос с отбиранием еды. В смысле, когда собака забирает у ребенка булочку, яблоко или конфету. Про свою собаку скажу так: пока булка находится в руках у ребенка – она «ребёнкина булка». Как только булка кладётся куда-нибудь на диван, на кресло или табуретку, она тут же приобретает статус «ничейной булки». Однако, если «ничейная булка» кладется на стол, то она тут же приобретает статус «хозяйской булки» и брать её нельзя. Наши дети уже выросли из возраста, когда еда отбирается у собаки, но такие случаи не редкость.
Еще одна сторона «пищевой» медали. Там где кто-то с кем-то что-то ест, особенно если один из этих «кто-то» ест не слишком аккуратно, всегда присутствуют слюни. Иногда много слюней. «Глисты!», - тревожно запульсирует что-то в затылке у любящих родителей, - собаки же подбирают на улице всякую гадость! На этот резонный вопрос я отвечу тремя пунктами:
1. Собаки и правда склонны подбирать на улице всякую гадость. Но это опасно не столько для ваших детей, сколько для самих собак. Для того, чтобы они этого не делали, их нужно дрессировать.
2. Для того, чтобы у собак не было глистов, их нужно у собак гонять. Или как сейчас говорят – «глистогонить».
3. Третий пункт самый главный: собачьи паразиты – как накожные, так и гельминты в большинстве случаев людям не передаются. У собак свои аскариды и острицы, у людей свои. Есть исключения, но это не тема этой статьи.
Подробнее про собачьи слюни можно глянуть вот здесь. Как бы то ни было, даже после контакта с самой наичистейшей собакой, ребенку стоит помыть руки. Если вы сможете надежно привить этот навык, то это очень хорошо. У наших детей этот навык так и не выработался. Впрочем, если им напомнить, то помоют безропотно.
Можно ли сделать так, чтобы собака вообще никогда не лизала ребенка ни в лицо, ни в руки? Конечно можно. Для этого нужно от кого-нибудь избавиться: от собаки или от ребенка. Другие способы мне не известны.
Что еще, на мой взгляд, очень познавательно, если сравнивать собаку и детей, особенно меня поймут те читатели, у которых есть маленькие дети. Ответьте на вопрос, сколько раз нужно сказать вашим детям, чтобы они не делали того, что они сейчас делают? Скажем, не прыгали с дивана, не залезали на стол, не кричали дикими голосами, срывая стаи ворон с деревьев? Моим нужно сказать от трех до восьми раз – в зависимости от авторитета и статуса говорящего. А сколько раз нужно дать собаке команду, чтобы она прекратила нежелательные действия? Всего один.
Это выглядит примерно следующим образом:
- А ну-ка вышли все из лужи!
(Собака вышла, дети остались).
Кто-нибудь, видимо, скажет: «Просто вы не умеете воспитывать детей». Может быть, так оно и есть: собак умеем, а детей не умеем.
У нас дома установлено правило: если собака устала от общения с детьми, то она уходит от них к себе в клетку. Там её донимать нельзя. Это её место, откуда она может сказать всем: Всё, ребята, хватит, я в «домике». Впрочем, дети периодически пытаются нарушить это табу и залезают на собачью территорию, если мы это замечаем, то они оттуда моментально «депортируются».
Ну и немного о других плюсах совместного выращивания детей и собак. Напишу, конечно, банальность, но растущие в окружении животных дети быстрее других учатся находить точки контакта с другими существами – совсем на них не похожими и принимать их такими, какие они есть. Дети постарше приобретают навыки заботы над другими и чисто физиологического ухода над иным биологическим объектом (это я так красиво преподнес процесс уборки блевотины, например). Дети, растущие в доме, где есть собака и другие животные, раньше своих сверстников понимают, что такое ответственность и что такое обязанности.